БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР
 


Домой | Мостик | Лаборатория | Библиотека | РЭК-1 | Связь | Форум
Всеобщее пространство | Транспортатор | Бортовой журнал | Инженерная палуба

 

Я - Спок

 

Автор: Леонард Нимой   

  [Глава-1] [Глава 2] [Глава 3] 
[Глава 4] [Глава 5] [Глава 6]

 Перевод: Эри Варлок                           

[ стр-1] [стр 2]

Глава VI

Семья Стар Трек

НИМОЙ: Я так гордился собой, когда Спок стал столь невероятно популярен и
             
надеялся, что мои "отцы" в Стар Треке – режиссеры и продюсеры, и
              особенно сам Создатель – тоже будут довольны мной. Но, к моему 
              великому  разочарованию, ничего подобного не случилось. Они 
              стали нервными, дергаными, даже враждебными по отношению ко
              мне – но только не
довольными. 

СПОК:   Это вполне понятно. Я тоже оказывался в подобной ситуации. 

НИМОЙ: Ты, Спок?! Правда? 

СПОК:  Конечно. Мой отец никогда не одобрял мое решение поступить на
           
службу в
Звёздный Флот. В результате на протяжении более чем
           
восемнадцати лет всякие связи между нами были практически 
           
полностью разорваны. В течение этого времени мы ни разу не
            разговаривали как отец и сын.
 

НИМОЙ: Знаешь, я думаю, на этот раз ты действительно понимаешь меня…

Я уже не раз говорил, что когда Стар Трек начал обретать статус "регулярного сериала", я почувствовал, что наконец-то обрел – в профессиональном смысле – и дом и семью. После шестнадцати лет "сиротства", в вечных скитаниях от работы к работе, найти постоянную работу, где я был бы действительно востребован и незаменим – это значило для меня очень многое. Разве я мог в прежние времена, приезжая на студию с утра пораньше, бодро помахать рукой охраннику и услышать в ответ дружеские приветствия, пока он открывал мне ворота? Нет, прежде я приезжал на студию, где меня никто не знал, охрана всегда останавливала меня и выспрашивала о цели визита – и приходилось объяснять, надеясь, что ворота всё-таки откроются передо мной.

Я на самом деле воспринимал моих коллег-актеров как братьев и сестер, а директоров, продюсеров и руководителей студии – как родителей. И я чувствовал себя счастливым, работая в окружении таких талантливых, творческих людей. Но даже в самых дружных семьях периодически случаются трения и разногласия. И наша семья Стар Трек, конечно, не была исключением. К счастью, большинство наших разногласий были незначительными и являлись неотъемлемой частью творческого процесса – они практически тут же разрешались и забывались.

Но было и одно большое "но" – всё явственней начало проявляться неприятное напряжение между мною и моими "прародителями" – оно имело место ещё когда я только пришел в съемочную группу Трека. Возникнув сразу же после успешного рождения вулканца, оно нагнеталось по мере того, как росла его популярность, пока его уже стало невозможно игнорировать.

Одно из первых проявлений перемен в отношении ко мне руководства студии, дало о себе знать через несколько месяцев после памятного инцидента в Медфорде. Я заказал кое-какие офисные принадлежности – ручки, карандаши, бумагу – руководство студии Десайл велело отвечать на все письма фанов, хотя объем их пугающе возрастал (в то время я получал что-то около десяти тысяч писем каждый месяц). Я полагал, что это самая пустячная, рутинная просьба – что такое несколько коробок ручек и карандашей для голливудской киностудии, верно?

А вот и неверно. По-видимому, эти скромные канцелярские принадлежности значили для студии гораздо больше, чем я мог себе представить. Вот официальный ответ, который я получил от Эда Перлштейна, управляющего делами студии:

 ДЕСАЙЛ ПРОДАКШЕН ИНКОРПОРЕЙТЕД

Кому: Леонарду Нимою                                                                    Дата: 12июня 1967г.

От кого: от Эда Перлштейна                                                        Тема: Письма фанов

Любезный Леонард!

Последние несколько недель я неоднократно консультировался с руководством студии относительно того, в каком порядке следует отвечать на письма ваших поклонников. В результате нами были выработаны некоторые правила и обязательства для обеих сторон. Для того, чтобы полностью прояснить для вас этот вопрос и больше не повторяться, я перечислю по пунктам, что включено в соглашение. 

1.  Компания Десайл согласна выплатить Вам в качестве компенсации 100 долларов на покрытие расходов на секретаря и материалы, необходимые для ответов на письма фанов.

2.  Все материалы будут предоставлены Вам согласно нижеследующему списку. Мы согласны предоставить:
     а. Ваши фотографии (по нашему выбору)
     б. Средства для оплаты пересылки писем – теми видами почтовых отправлений, которые
студия сочтет приемлемыми.
     в. Почтовую бумагу с логотипом компании Десайл для ответов на письма фанов
(использовать для этих целей другую бумагу без согласия компании запрещается). 
Конверты так же будут предоставляться компанией Десайл.

Это ни в коей мере не означает, что мы запрещаем вам пользоваться собственными ручками, карандашами и прочим – данные предметы вам разрешается приобретать самостоятельно, так же как и выбор прочих необходимых материалов, а так же и машинистки мы оставляем на ваше усмотрение.

Из вашей заявки, которую я отклонил и согласно которой нам следует предоставлять вам такие предметы как степлеры, скрепки, ручки, карандаши, точилки для карандашей, записные книжки и другие предметы, используемые для ведения дел с членами фан-клубов Леонарда Нимоя, я должен сказать, что компания считает эти дела не имеющими прямого отношения к сериалу Стар Трек и не возьмет на себя относящиеся к ним издержки. (прим. автора: не пытайтесь перевести эту бюрократическую галиматью на нормальный английский, только ещё больше запутаетесь)

Я бы не хотел, чтобы данное письмо было воспринято вами как некая репрессивная мера, поскольку оно имеет целью защитить интересы создателей сериала, компании Десайл и других заинтересованных лиц. Все ваши просьбы доходят до руководства и ни в коем случае не остаются без внимания, и будут непременно рассмотрены в плане их рациональности и возможных издержек. Как я уже упоминал выше, данное письмо направлено вам исключительно для того, чтобы избежать дальнейших недоразумений и недопонимания между вами и руководством студии.

Если у вас возникнут какие-то вопросы по поводу этого письма, претензии или предложения, я буду рад вам помочь (чтобы избежать расходов, посылайте ваше письмо, пожалуйста, по внутриофисной почте).

Я призываю вас не судить данное письмо чересчур поспешно и тогда вы поймете, что есть расходы, которые студия Десайл готова оплатить и есть ваши личные расходы, которые она оплачивать не может.

Вау...
Я прочитал письмо не менее дюжины раз, прежде чем убедился, что Эд действительно не шутит, и что я всё правильно понял. Я-то полагал, что всего лишь попросил несколько карандашей и ручек, но руководство студии явно несколько по-своему истолковало мою просьбу. Скорее всего, они подумали: "Если мы сейчас дадим ему то, что он просит, сами знаете, далее последуют ещё и ещё просьбы, всё более наглые, потому что он будет думать, что он – звезда и ему всё позволено".

Затем я сделал кое-что, что может показаться неблагоразумным. Я тщательно обдумал этот вопрос и на следующий день, сдерживаясь, написал Перлштейну следующее письмо:

Кому: Эду Перлштейну                                                                   Дата: 13 июня 1967г.

От: Леонарда Нимоя                                                                      Тема: Письма фанов

 Любезный Эд,

Благодарю вас за то, что вы нашли время написать мне письмо, в котором прояснили – во всяком случае, попытались прояснить – наши взаимоотношения касательно писем фанов, поставок необходимых материалов и прочего. На мой взгляд, в вашем письме содержатся 2 (две) основные идеи и я хотел бы обсудить их немедленно, чтобы мы с вами могли достичь взаимопонимания.

Первый вопрос касается обеспечения ручками, карандашами и прочим. Спешу вас заверить, что моя секретарша и я ухитряемся обеспечивать себя этими необходимыми предметами, заимствуя их из других офисов студии, так что мы нуждаемся в поставке этих предметов лишь время от времени.

Второй вопрос касается издержек на почтовые расходы. Цитирую ваше письмо: "…для переписки с фан-клубами Леонарда Нимоя… компания считает эти дела не имеющими прямого отношения к сериалу Стар Трек и не возьмет на себя относящиеся к ним издержки". В этой связи должен сказать, что существует не много ни мало, 160 клубов Стар Трека, которые можно, согласно вашему заявлению, отнести к сугубо личным. Я привожу здесь лишь несколько примеров клубов, которые выпадают из списка «лично моих»: 

"Экипаж Энтерпрайза" – Мобайл, Алабама

"Ассоциация Стар Трек" – Лос-Анджелес, Калифорния

"Спок" – Лос-Анджелес, Калифорния

"Энтерпрайз-II" – побережье, Калифорния

"Клуб Стар Трек" – Джексон Хайдс, Нью-Йорк

"Энтерпрайз Инкорпорейтед" – Грет Нек, Нью-Йорк

"Стар Трек" – Эльмира, Нью-Йорк

"Вулканский Энтерпрайз" – Бруклин, Нью-Йорк

"Треккеры" – Бруклин, Нью-Йорк

Вот только несколько примеров клубов, которые относятся к Стар Треку в большей степени, чем ко мне и которые никак нельзя пречислить исключительно к моим «личным» клубам. А есть такие клубы, которые, возможно, нам следует вообще запретить из-за их идейной раздвоенности? Например эти:

"Энтерпрайз Нимоя" – Сан-Джозе, Калифорния

"Фанаты Леонарда "Спока" Нимоя, инк" – Б.К., Канада

"Старшина c Энтерпрайза" – Понтиак, Мичиган

(где-то 75% фан-клубов ставят в названии первым имя корабля, а потом моё, но 25% поступают наоборот) 

Чтобы соблюсти интересы всех сторон, могу предложить проводить периодически ревизию всех фан-клубов, дабы определить, на кого законно тратить деньги, а на кого нет. Полагаю, если бы Белый Дом был подвергнут подобной проверке, результаты были бы весьма драматичными и вряд ли могли бы быть обнародованы.

Всецело за справедливое и равноправное ассигнование расходов,

Леонард Нимой

С этого момента в игру вступил наш ответственный менеджер и сопродюсер сериала, Роберт Джастмен (тот самый, который предложил клише "С----к" для мужских вулканских имен). У Боба весьма своеобразное чувство юмора – именно оно подвигнуло его на написание следующего забавного письма, которое, к сожалению, совершенно не способствовало разрешению ситуации:

Кому: Эду Перлштейну                                                                   Дата: 14 июня 1967г.

От: Боба Джастмена                                                                     Тема: Письма фанов

 Дорогой Эд!

На днях я имел возможность ознакомиться с перепиской между вами и Леонардом Нимоем. Благодаря письму мистера Нимоя я теперь могу сообщить вам, что карандаши и ручки исчезают из моего офиса с катастрофической быстротой. У меня нет никаких доказательств и я не видел логической причины, которая могла бы побудить кого-либо совершать эти грабежи. Как бы там ни было, однажды ночью я устроил в офисе засаду с целью определить злоумышленника.

К несчастью, неизвестный подкрался ко мне сзади и прежде чем я успел его разглядеть, сильно надавил мне на нерв в том месте, где плечо переходит в шею. Я потерял сознание и пришел в себя только через несколько минут. К своему ужасу, я обнаружил, что ещё больше канцелярских принадлежностей пропало из моего офиса.

Тот, кто на меня напал и похитил ручки, несомненно, обладал феноменальным слухом, поскольку я сидел совершенно неподвижно и даже старался дышать как можно тише, однако он всё равно обнаружил меня.

Был и ещё один странный случай, явно связанный с этим инцидентом. Я спрятал в коробке с ручками бритвенное лезвие, таким образом, чтобы тот (или та), кто полез бы за ними без спроса, непременно порезался бы и это изобличило бы похитителя. И вот, изучая пустую коробку, я обнаружил на дне её и на лезвии бритвы уже засохшие следы некоей зеленой субстанции. Это несомненно была кровь, однако и вы и я знаем, что человеческая кровь – красного цвета.

Кстати, возвращаясь к письмам фанов. За последний сезон я получил три таких письма и со всевозможной поспешностью на них ответил. Не откажите мне в любезности выслать пятнадцать центов на почтовые расходы.

Искренне ваш, Роберт Джастмен

 Ну как я мог устоять? И я – точнее Спок – тотчас написал следующее письмо:

Кому: Эду Перлштейну                                                                  Дата: 15 июня 1967г.

От: Спока                                                                                      Тема: Первая помощь

 Уважаемый мистер Перлштейн!

Я хотел бы предъявить некоторые претензии по поводу организации службы первой медицинской помощи у нас на студии.

На прошлой неделе важные дела задержали меня в офисе допоздна и в результате небольшого несчастного случая я порезал палец. Я направился в пункт первой помощи, но обнаружил, что он уже закрыт, поскольку съемки на сегодня закончились. Полагаю, в высшей степени нелогично предполагать, что несчастный случай может произойти исключительно во время съемок.

Нельзя ли как-то разрешить данный вопрос?

Спок

Примерно то же самое произошло, когда я попросил установить телефон в моей гримерной: руководство студии упиралось руками и ногами. 
Прошу заметить, что я не просил их установить мне телефон бесплатно. Я готов был сам оплачивать его, но и в этом мне было отказано.

Дело в том, что на студии Стар Трек был всего один телефон. Один – это при условии, что на студии работало пятьдесят и более человек – актеры и съемочная группа. А вскоре после выхода шоу в эфир, я начал получать по несколько телефонных звонков ежедневно, причем таких, которые требовали лично моего решения. Поскольку я не мог подойти, потому что был занят на озвучивании или на площадке, накапливались звонки, требующие ответа. А во время перерыва к телефону моментально выстраивалась очередь. Другой аппарат можно было найти, только выбежав на улицу к телефону-автомату.

В конце концов я попросил руководство студии установить мне в гримерной отдельный телефон. Они пообещали рассмотреть мою просьбу. Спустя неделю или около того, когда я напомнил им об этом обещании, мне сказали, что Херб Солоу, глава компании Десайл, хотел бы лично обсудить это со мной. Я решил, что дело в деньгах – мой контракт не включал в себя оплату телефонных звонков – поэтому я сказал, чтобы Солоу не беспокоился – я сам буду платить за телефон. Но этого оказалось недостаточно – Солоу всё равно желал побеседовать со мной по этому поводу. И в один прекрасный день он сам пришел ко мне в офис и сказал: 
-
Слушай, Леонард, мы никак не можем позволить тебе иметь личный телефон.
- В чем проблема?, - удивился я. - Я ведь уже сказал, что сам буду его оплачивать.
- Нет, дело не в этом, - возразил он. - Есть и другие актеры, которые выражали такое же желание и мы всем отказали. Если мы удовлетворим твою просьбу получится некрасиво.
- Херб, ты слышал, что я сказал? Я сам буду платить за этот телефон и поставлю всех об этом в известность, так что никаких обид не будет.
Он покачал головой.
- Нет, мы всё равно не можем позволить тебе это сделать".
У меня появилось чувство, будто я переместился из вселенной Стар Трек в сумеречную зону. 
- Но почему?
- Они тебе не поверят. Они решат, что студия платит за это, а я не хочу неприятностей, у меня их и так хватает...

Установка телефона начала обретать масштабы мировой проблемы. Но я не сдавался и в конце концов Херб внял голосу разума и позволил мне установить в гримерной телефон. И я платил за него из своего кармана.

К счастью, эта студийная паранойя захватила всё-таки не всех и большинство людей боролись с ней (и изнемогали в этой борьбе, рискуя своей профессиональной карьерой в сериале), но при этом старались относиться ко всему этому с юмором. Мне бы хотелось выразить здесь свою особую признательность ассистенту режиссера Бобу Джастмену не только за его замечательно остроумные письма (приведенные выше), но и за искреннюю заинтересованность во всем, что касалось сериала и могло бы его улучшить. Боб был настолько глубоко увлечен Стар Треком, что это поглощало его целиком. После окончания съемок я не раз слышал доносящиеся из его кабинета споры по поводу характеров персонажей, сценария, грима – или просто треп не по делу, помогающий отвести душу. Боб и для меня был своего рода отдушиной. У него был величайший талант – он умел слушать и я всегда приходил к нему, когда мне необходимо было выговориться или же у меня были какие-то предложения, либо я был чем-то недоволен. Боб никогда не отделывался от меня стандартной фразой:"Ну, у нас нет сейчас времени с этим разбираться"; если он находил моё предложение стоящим, он готов был претворить его в жизнь немедленно. Боб был яростным борцом за высокое качество сериала и если что-то нуждалось в исправлении, он сразу это замечал и принимал меры.

У него было хорошее чувство юмора – изощренное, но не злое. И хотя обычно Боб был воплощенное спокойствие и мягкость, временами он поразительно преображался – особенно когда Родденберри не успевал с переписыванием сцены. Любимой его манерой было придти в офис Джина, устроиться на краешке стола и сидеть у него над душой до тех пор, пока он не закончит сценарий; Боб хватал этот сценарий, точно ядовитую змею и тащил свою добычу ожидающему его режиссеру-постановщику. (в конце концов Джин вмонтировал в дверь своего офиса электронный замок с дистанционным управлением и когда он издалека видел приближающегося Боба, то мог быстро обезопасить себя от его вторжения).

 

[Глава-1] [Глава 2] [Глава 3] 
[Глава 4] [Глава 5] [Глава 6]   [ стр-1] [стр 2]

                                                                     

Домой | Мостик | Лаборатория | Библиотека | РЭК-1 | Связь | Форум
Всеобщее пространство | Транспортатор | Бортовой журнал | Инженерная палуба    

 


Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П."