|
Перевод: Эри Варлок
Глава IV Вулканалия СПОК:
У меня
есть вопрос. НИМОЙ: Да, Спок? СПОК:
Этот процесс…эта декламация
диалогов, демонстрация эмоций и запись
всего этого на камеру – это и есть твоя
профессия? НИМОЙ: Угу…профессия…одержимость…навязчивая
идея… СПОК:
А кто отвечает за то, что всё должно
быть именно так, а не иначе? К примеру,
что вы покажете людям, а что нет? Кто
решает, кому какой дать характер и так
далее? НИМОЙ: Это работа команды,
Спок. Сценаристы, продюсеры, директоры
и актеры – все задействованы.
Но в любом случае у меня всё под
контролем, не беспокойся. СПОК:
Очень надеюсь на это… После выхода эпизода "Время
обнажиться" отношение руководства NBC к стартрековскому инопланетянину
интересным образом переменилось.
Каждое слово о популярности Спока
среди зрителей доходило до них через их
каналы информации, и они сказали
Родденберри: "Послушай, а почему бы
тебе не использовать этого марсианина
в шоу почаще?" Разумеется, Джин был
только рад им угодить. В течение
первого сезона в эпизодах всё больше
начала открываться таинственная жизнь
Вулкана, его обычаи, искусство и
традиции его жителей. Когда я ещё только
готовился играть Спока и разбирался в
его характере, я уже тогда задумывался
о Вулкане, о его культуре и традициях и
пришел к решению, что вулканцы должны
быть народом, чувствительным к
прикосновению; пальцы и руки играли в
их жизни особенную роль, так как они
были контактными телепатами. На этой концепции и
возник вулканский прием "защемления
нерва". Впервые эта идея возникла на
съемках эпизода "Враг внутри", в
той сцене, где капитан Кирк борется с
негативной стороной своей сущности, со
своим, так сказать, "мистером Хайдом".
В одной сцене "плохой" Кирк
одолевает "хорошего" и, движимый
жаждой разрушения, завладевает фазером.
В первоначальном варианте сценария
Спок подкрадывается к Кирку сзади и
оглушает его ударом по голове рукоятью
фазера. Сцена эта начала раздражать меня сразу
же, как я её прочел; она казалась мне
более подходящей для Дикого Запада, чем
для двадцать третьего века. Я
практически слышал, как вулканец
шепчет мне на ухо: Раздумывая об отношении вулканцев к тактильному контакту, я поговорил с директором Лео Пенном, о моих сомнениях. Лео согласился с тем, что они обоснованны и спросил, что я могу предложить со своей стороны. Я рассказал обо всех моих мыслях относительно вулканцев и о том, как они безошибочно ориентируются в человеческой анатомии. На основе этого я предложил идею, что вулканцы могут воздействовать на живое тело, передавая в него через кончики пальцев некую энергию. Если применить её к нужным нервным центрам, находящимся на шее и плече человека, эта энергия приведет его в бессознательное состояние. Лео потребовал демонстрации этого приема и поскольку Билл Шатнер должен был участвовать со мной в этой сцене, он оказался наиболее подходящей жертвой. Я быстро объяснил Биллу свою идею и затем мы с ним устроили перед директором небольшое показательное выступление. Я надавил пальцами на шею Билла, в том месте, где она переходила в плечо и он очень натуралистично повалился на пол в "бессознательном" состоянии. Таким образом появился на свет вулканский прием "защемления нерва" – частично благодаря таланту Билла Шатнера хлопаться в обморок по команде. Другим вулканским
приемом, даже более интригующим, чем
"защемление нерва", стал мелдинг -
изобретение Джина Родденберри. Он
появился впервые в эпизоде "Кинжал
разума", в котором явно
повредившийся рассудком беглец из
колонии-тюрьмы ищет убежища на "Энтерпрайзе".
Сумасшедший Ван Гелдер (актер Морган
Вудворд) выкрикивал в адрес своих
тюремщиков какие-то бессвязные
обвинения в садизме и чтобы выяснить,
правда ли это или просто выдумки
больного разума, Спок применяет
мелдинг, сливая свой разум с разумом
Ван Гелдера. Первоначально эта сцена
была задумана, как допрос Ван Гелдера в
лазарете – совершенно скучная,
неинтересная сцена, просто дающая
возможность беглецу рассказать то, что
он знает. Чтобы придать ей
драматичности, Джин и придумал мелдинг
- вулканское слияние разумов, которое,
как мы можем видеть в этом эпизоде,
представляет собой весьма опасное,
рискованное предприятие. В самом деле:
Спок успокаивает Маккоя, что доктору
Ван Гелдеру никакого вреда причинено
не будет – и вместе с тем ясно дает
понять, что его собственный разум
подвергается смертельному риску. Если
вы смотрели эпизод, вы так же можете
понять, какой это был удобный случай
для меня продемонстрировать всю
важность и необычность прикосновения
вулканца; прикасаясь кончиками пальцев
к лицу и голове Ван Гелдера, Спок как бы
зондирует его разум. Это довольно
необычный и впечатляющий способ
получения ответов на многие вопросы, и
сценаристы впоследствии стали активно
его использовать (в то же время, чем
чаще Спок прибегал к этому приему, тем
менее трудным он казался и в конце
концов первоначальная идея
смертельной опасности мелдинга
совершенно исчезла). Мне эта идея очень
понравилась, не только из-за драматизма
и эффектности, но и потому что
позволяла мне время от времени
раскрывать характер вулканца более
глубоко. Но самый мой любимый момент, связанный с мелдингом, был заснят не в "Кинжале разума", а несколькими месяцами позже, в эпизоде "Дьявол во тьме". Этот эпизод по праву занимает место среди моих самых любимых работ, таких как "Время ярости", "Город на краю вечности", "Путешествие на Вавилон", "Время обнажиться" и "Эта сторона рая". Почему? Отнюдь не только потому что в ней показывается одна из характерных особенностей Спока и не благодаря уникальной возможности проявить себя как актера, хотя, конечно, оба эти фактора сыграли свою роль. Ну и не потому, разумеется, что это была моя первая и единственная возможность сыграть сцену, имея своим партнером камень. Этот эпизод стал одним из моих любимых благодаря своему сюжету, "основной идее", так сказать. "Энтерпрайз" прибывает на планету, где колонисты занимаются добычей полезных ископаемых; в туннелях, прорытых горняками, появилось какое-то существо, которое нападает на рабочих и убивает их. Все горняки хотят уничтожить существо (ставшее впоследствии известным как Хорта). Кирк и Спок выслеживают Хорту, Спок вступает с ним в телепатический контакт и выясняет, что это не оно, а она – мать, защищающая свои многочисленные яйца, которые горняки принимали за обычные камни и уничтожали. В конце концов, Кирк объясняет ситуацию рабочим и они берут Хорту и её потомство под свою защиту, более того: оказывается, что Хорта даже приносит им пользу, проделывая туннели в породе, удобные для работы горняков. Это одна из самых
болезненных тем, тема расизма и
межнациональной розни – страх перед
людьми или вещами, которых мы не знаем и
не понимаем. Эпизод "Дьявол во тьме"
хорошо показывает, с какой легкостью
безрассудный страх порождает насилие,
и как попытка понять друг друга
помогает обеим сторонам избежать
конфликта (вот если бы и в реальном мире
можно было бы так же легко достигнуть
компромисса!). Кроме того, этот эпизод
стал важной вехой в развитии вулканца,
поскольку позволяет нам через мелдинг,
пусть хоть мельком, но чуть-чуть глубже
взглянуть на его психологию. Это так же
показывает насколько более
пацифистским стало мировоззрение
Спока по сравнению с эпизодом "Куда
не ступала нога человека", в котором
он хладнокровно советует капитану
убить Гарри Митчелла. Теперь же в "Дьяволе"
мы видим, что уважение к любой жизни
становится одной из основополагающих
черт в характере вулканца и он
стремится любыми путями предотвратить
насилие, направленное против живых
существ, пусть даже и совершенно
чужеродных людям. Мы снимали этот эпизод в
январе 1967года. Я очень хорошо помню те
съемки, потому что как-то в полдень мы
снимали сцену, где у Билла был большой
диалог, и тут ему позвонили на студию и
сообщили, что его отец, живший во
Флориде, скоропостижно скончался.
Продюсеры дружно сказали Биллу, чтобы
он бросал всё и уходил, что они как-нибудь
смонтируют сцену, чтобы обойтись без
него – но он только мотнул головой и,
стиснув зубы, произнес: "Нет, мы же
остановились прямо на середине сцены. Я
должен закончить её прежде, чем уйду".
Мы с Ди сказали ему: "Всё в порядке.
Просто иди, Билл…ступай". Но Билл –
он же такой дуэлянт! Жизнь бросила ему
вызов и он не собирался уклоняться от
него. И он закончил сцену
несмотря на то, что напряжение на
съемочной площадке было просто
невыносимым, так как все мы могли
только беспомощно смотреть, как он
борется с самим собой, стремясь довести
работу до конца. Это был тяжелый
напряженный полдень в основном именно
потому, что мы совершенно ничего не
могли сделать для Билла, кроме как
молча стоять и не мешать ему. В конце концов Билл
завершил сцену и уехал, а мы продолжали
снимать с того момента, когда Спок
приближается к Хорте, чтобы вступить с
ней в телепатический контакт. Кирк всё
это время просто стоит и наблюдает. На
протяжении всей этой сцены мы снимали
дублера Билла со спины, а когда Билл
вернулся, мы досняли несколько
недостающих планов, где он по сюжету
должен был быть в анфас. Для тех из вас, кто
наслаждается каждой мелочью в Треке,
будет интересна одна деталь. Если вы
внимательно смотрели сцену с мелдингом,
то могли заметить, что когда камера
смотрит Кирку в спину, видно, что его
руки, в одной из которых фазер, спокойно
опущены вдоль тела. Однако когда в
следующий момент капитана показывают
спереди, он держит фазер направленным
на Хорту. Когда Билл через
несколько дней вернулся из Флориды, мы
с Ди решили проиграть ему то, что у нас
получилось, чтобы он мог доснять
крупные планы. Я объяснил ему сцену, где
я вступаю в мелдинг с Хортой, и то, что
когда прикасаюсь к существу, у меня
вырывается крик: "Больно…" Несмотря на то, что Билл
только что пережил тяжелую личную
трагедию, его дьявольское чувство
юмора от этого совершенно не
пострадало. Он скрестил руки на груди и
глубокомысленно произнес: "Итак,
скажи мне ещё раз, как я должен себя
вести. Что конкретно
ты делаешь?" "Ну, я вскрикиваю",
сказал я и, закатив глаза, изобразил
примерно, как я кричу: "Больно! Больно…" "Хмм…", Билл
задумался с серьёзным видом, "слушай,
я хотел бы увидеть всю эту сцену
целиком, всё в точности, что вы сделали,
пока меня не было". И вот я послушно
опустился на корточки, закрыл глаза и
положил руки на воображаемую Хорту. "Больно!",
воскликнул я, а потом набрал воздуха в
легкие до упора и завопил в полный
голос: "БОЛЬНО…!" Все кто был на съемочной
площадке аж подпрыгнули и ошарашенно
посмотрели на нас. А Билл, в чьих глазах
слабо тлели отблески прежнего веселья,
которое возвращалось к нему,
воскликнул: "Иисус-мария! Кто-нибудь,
дайте же этому бедняге аспирин!" Интересно, что эпизод, из-за
которого я больше всего натерпелся
страху, был снят до "Дьявола во тьме".
Черновое название его было "Одержимые
спорами", сценарий написал Натан
Батлер (под псевдонимом Джерри Соул);
сюжет повествовал о романе Зулу с
гавайской девушкой Лейлой Каломи. Но
Джин Родденберри нашел сценарий
недостаточно проработанным и передал
его своей тогдашней секретарше, Дороти
Фонтана, которая уже писала раньше
сценарии для других телевизионных
сериалов. В 1960г. Дороти написала сценарий для
эпизода "Подарок для Билли" (сериал
"Большой человек"). Барри Салливан
продюсировал сериал; я в нем появляюсь
кое-где да и то мельком. Работать
с Дороти было очень комфортно – она
поражала меня своей добротой и
неизменной любезностью, и я немало
полезного почерпнул из её высказываний.
Дороти очень талантлива, это
цельная и сильная натура и я
безмерно уважаю её. Но когда в один из дней
1967года она подошла ко мне на студии и
сказала: "Эй, у меня есть идея –
почему бы нам не рассказать историю
любви Спока?" – я был захвачен
врасплох. Более того – я просто пришел
в ужас. - Поверь, это будет
классная, выигрышная история... -
сказала Дороти и начала объяснять мне
сюжет. Это выглядело так: сколько-то лет
назад, Спок некоторое время жил на
Земле и там он встретил девушку, Лейлу
Каломи. Она полюбила вулканца (разумеется,
безответно). И теперь, шесть лет спустя,
они снова встречаются на планете, где
все колонисты находятся под влиянием
спор местных растений; "инфицированные"
ими люди ощущают себя частью целого,
полны любви и согласия и забывают о
своих проблемах и бедах… Помнится, в мае 1966года, в
своих мемуарах Джин Родденберри так
писал о Споке: "Завораживающий"
взгляд Спока обладает огромным
влиянием на земных женщин и немалых
усилий стоит вулканцу избегать
близкого контакта с ними. Предыстория
такова: много лет назад, когда Спок
только поступил на службу, он был
несколько небрежен в этом отношении, а
возможно, даже в какой-то степени
получал удовольствие от воздействия
этой своей привораживающей силы на
земных женщин. И это не замедлило
принести ему проблемы и в личном и в
профессиональном плане. Одной из таких женщин (и
проблем), без сомнения, и была Лейла
Каломи. Не буду врать, я был
заинтригован, и вместе с тем вся эта
идея в целом лишала меня мужества. Даже
после того, как мы начали снимать
эпизод – теперь он назывался "Эта
сторона рая" – я чувствовал ужас,
освобождая Спока от эмоций. Как
отреагируют фаны, увидев
хладнокровного, рационального
вулканца, раскачивающимся на деревьях?
(Как бы там ни было, несмотря на все мои
тревоги и волнения, должен признать,
что снимать этот эпизод было чертовски
весело. Я не только повисел кверх
ногами на ветке дерева, но нанес
шикарный удар по физиономии своему
командующему офицеру и отказался
выполнять приказы!). В
окончательном варианте сценария
Спок не только целует женщину – там
содержится и намек на нечто большее (после
первого поцелуя Спок появляется в
следующей сцене одетым в гражданское,
так что невольно задаешься вопросом,
чем он занимался во время рекламной
паузы.) Джилл
Айрелэнд, редкостная красавица,
сыграла Лейлу Каломи (имя "гавайской
девушки" оставили прежним, хотя оно
мало вязалось со светлыми волосами и
голубыми глазами актрисы). Она была
замужем за Чарльзом Бронсоном – его
роли крутых парней были известны уже
тогда, ещё до выхода фильма "Жажда
смерти". Они очень любили друг друга,
к тому же Чарли весьма собственнически
относился к своей красавице-жене – до
такой степени, что непременно
присутствовал на съемках каждой её
сцены. Так что можете себе представить
моё состояние: мало того, что я
нервничал, какой эффект окажет этот
эпизод на зрителя, да ещё я должен был
несколько раз целовать жену Чарльза
Бронсона у него на глазах! К счастью, Дороти Фонтана оказалась права – идея рассказать историю любви Спока действительно была удачной, даже более чем; все мои тревоги оказались совершенно необоснованными. И по сей день "Эта сторона рая" остается одним из любимейших эпизодов фанов, возможно, потому что, как и "Время обнажиться", позволяет, пусть и мельком, увидеть другую сторону натуры вулканца. Возможно,
единственный эпизод сериала Стар Трек,
который вызывает широкий резонанс и по
сей день – "Время ярости" –
является квинтэссенцией всего
вулканского в сериале. Написанный
писателем-фантастом Теодором
Стардженом, этот эпизод позволил нам в
первый раз увидеть родную планету
Спока (благодаря недорогим декорациям
из папье-маше, построенным в студии
звукозаписи, и подставке с большим
гонгом) и других вулканцев. Прекрасный
сценарий Старджена дал толчок волне
Вулканалии. История
– одна из самых бесстыдных по
стандартам 60-х – основывается на
семилетнем брачном цикле вулканцев.
Спок вдруг начинает вести себя странно,
и капитан Кирк наконец добивается от
него, что его первый офицер должен
вернуться на Вулкан для прохождения
брачного ритуала (кун-ут-кал-иф-фии)
или умереть. Кирк ставит на карту свою
карьеру ради того, чтобы вернуть Спока
на родину и в конце концов вынужден
драться с ним ради его спасения и "погибнуть". Тут
будет уместно процитировать отрывок из
воспоминаний Джина Родденберри,
датированных маем 1966года: "подавление
эмоций" у вулканцев, возможно, так
сильно, что необходим своего рода
гипноз, освобождение от этого – как
часть сексуального акта, из чего мы
можем сделать вывод, что любовь на
планете Спока несколько более неистова
и груба, нежели могут допустить земные
понятия об утонченном наслаждении. (мы,
возможно, никогда не увидели бы
сценарий, содержащий в себе эту идею,
если бы NBC
не пошла на некоторые послабления в
своей политике.) К
счастью, эпизод "Время ярости"
проскользнул сквозь сеть цензуры,
несмотря на то, что в нем явно
показывалось, что суровое прошлое
вулканской расы придало жестокий
оттенок её сексуальности. Режиссером
эпизода был Джо Пивней, он пришел к нам
с театральных подмостков дальнего
запада. Он даже снимался в нескольких
ранних черно-белых фильмах Уорнер
Бразерс и играл приятеля Джона
Гарфилда в фильме "Тело и душа".
Джо режиссировал многие эпизоды Трека,
включая "Дитя пятницы", "Смертельные
годы" и "Неприятности с трибблами"
(который я, без сомнения под влиянием
Спока, никогда по-настоящему не ценил,
поскольку он казался мне слишком
легкомысленным). Джо проделал
великолепную работу, снимая этот
эпизод – особенно сцену ритуала кун-ут-кал-иф-фии
и сцену схватки Кирка и Спока. Значительной
частью своей завораживающей силы и
холодного достоинства "Время ярости"
обязан изумительной игре Селии Ловски,
исполнившей роль Т'Пау, матриарха
Вулкана. Джо вспомнил своё сценическое
прошлое, когда ему приходилось
работать с Селией (она была замужем за
характерным актером Питером Лоррой) и
решил, что она идеально подходит для
этой роли. Он оказался прав. В самом
деле,
много лет спустя, когда мы снимали
"Звёздный путь III
– В поисках Спока" я хотел снова
видеть в роли Т'Пау эту актрису, которая
так хорошо смогла передать ледяную
гордость и чувство собственного
достоинства, присущие Верховной Жрице
Селейи. К сожалению, к тому времени она
уже скончалась; но нам повезло
заполучить на эту роль Джудит Андерсон,
которая держалась на экране с поистине
королевским достоинством. Слова
"живи долго и процветай" придумал
Тед Старджен, прекрасный драматург с
сердцем настоящего поэта.
Его всегда отличали необыкновенные
по силе диалоги, например этот: Т'ПАУ:
Живи долго и процветай, Спок СПОК:
Нет, не смогу…никогда. Ведь я убил
моего капитана и друга. Прекрасные
строки. Это,
теперь широко известное вулканское
приветствие, было впервые произнесено
Споком, когда он приветствует Т'Пау
перед началом брачного ритуала. В этой
сцене я решил воспользоваться удобным
случаем и внести нечто новое в традиции
и ритуалы Вулкана; поскольку руки, как
часть чувственного общения были всегда
очень важны для вулканцев, я решил
придумать какое-то невербальное
приветствие с именно их использованием. Жест,
который вскоре стал известен как
вулканский салют, я позаимствовал из
ортодоксального иудаизма. В течение
воскресной службы Когэны
(то есть священники) благословляют свою
паству. При этом они простирают обе
руки ладонями вниз над собравшимися,
соединив средний палец с указательным,
а безымянный с мизинцем таким образом,
что пальцы на обоих руках образуют
букву V.
Этот знак у евреев символизирует
бувкву шин, это
первая буква в слове "Шаддай",
то есть Господь, Единый; в еврейской
символике шин
так же означает Святой Дух. Этот
ритуал производил на меня огромное
впечатление, когда я маленьким
мальчиком посещал вместе с моей семьёй
службы в синагоге. Женщины садились
отдельно от нас, на балконе, а я –
впереди, рядом с моим отцом, дедом и
старшим братом Мелвином. В тот момент,
когда Когэны благословляли
собравшихся, меня всегда охватывало
глубокое, волнующее предчувствие чего-то
волшебного, словно на моих глазах
совершалось некое таинство. Священники
нараспев по-иудейски произносили: "Господь
да благословит вас и сохранит. И да
обернет Господь к вам лицо Свое и
дарует мир душе вашей…" Их
голоса, сливаясь в унисон, взмывали и
падали и снова поднимались почти до
крика – настолько владел ими
религиозный экстаз. -
Не
смотри, - прошептал мне отец, - закрой
глаза. Тебе не надо смотреть на это. Я
был ребенком и, разумеется, спросил: "Почему?"
- Потому что наступает миг, когда Шекхина**
– святой дух Божий – посещает храм. Мне приходилось слышать, что схождение Духа Божьего слишком величественно, слишком прекрасно и необычайно, чтобы взор простого смертного мог его выдержать и я послушно закрыл лицо руками. Но,
разумеется, я подглядывал. И
я увидел, как Когэны,
охваченные религиозным экстазом,
прикрыли головы и лица капюшонами,
продолжая простирать руки над
прихожанами. И когда они взывали к духу
Божьему, пальцы их оставались в том же
положении, изображающем букву шин. И
вот, когда я напрягал своё воображение,
чтобы придумать какой-то жест, который
лучше всего отобразил бы миролюбие
вулканцев, мне пришел на память этот
знак, которым Когэны
благословляют свою паству. Разумеется,
Т'Пау должна была вернуть приветствие
Споку, но тут возникла проблема: Селия
Ловски никак не могла сложить пальцы
нужным образом. Ей, в конце концов, с
трудом и болью удалось-таки развести
пальцы и зафиксировать их в таком
положении перед тем, как поднять руку в
салюте, а оператор ухитрился быстро
заснять этот момент до того, как пальцы
Селии перестали её слушаться. Идея
о вулканцах, как о расе, придающей
большое значение прикосновению, так же
обыгрывается в эпизоде несколько ранее,
когда Спок ощущает в себе неумолимое
влияние пон-фарра,
но мужественно борется с самим собой,
чтобы скрыть его симптомы. Я решил, что
это дикое напряжение должно выражаться
именно через движения рук Спока;
поэтому когда он начинает терять над
собой контроль, то сцепляет руки за
спиной и яростно стискивает пальцы. Интересно,
что вулканская сущность практически
слилась с моим сознанием во время
съемки этого эпизода. Когда я впервые
прочитал сценарий "Времени ярости"
он глубоко меня взволновал, но у меня
сразу появились некоторые замечания по
поводу концовки, когда Спок широко
улыбается, при виде Кирка, которого
считал мертвым ("которого я убил!",
прошептал вулканец внутри меня). По
крайней мере, я думал,
что у меня есть замечания. Вот отрывок
из письма, написанного мною Джину
Родденберри по поводу этого эпизода:
"Начиная с 64-й страницы, когда
эпизод уже подходит к концу, я чувствую,
что мы должны перестать обманывать
сами себя и позволить по-настоящему
раскрыться одному из самых сильных
мест в сценарии. С
одной стороны, мне кажется, что Спок
скорее дал бы волю своим эмоциям, если
бы они с Кирком оказались в медотсеке
наедине. Мне как-то
неловко оттого, что Спок так откровенно
демонстрирует свои эмоции по поводу
"воскрешения" Кирка в присутствии
Маккоя и Кристины. Я думаю, ему
следовало бы выйти и пережить этот
эмоциональный всплеск наедине с собой.
Но с другой стороны, поскольку он на
самом деле искренне верил, что Кирк
погиб, полагаю, мы не имеем права лишить
его возможности поддаться чувству
радости, захлестнувшей его при виде
ожившего друга". Как
вы знаете, сцена была отснята в
оригинальном варианте сценария, то
есть Маккой и сестра Чапел оказались
свидетелями нехарактерной для Спока
вспышки дикой радости. И я рад, что так
вышло; каждый раз, когда на конвенциях
Стар Трек демонстрируют этот эпизод,
аудитория просто беснуется от восторга.
Зрители особенно любят момент, когда
Спок сухо объясняет Маккою, что его
радость была "совершенно логична –
ведь Звездный Флот не потерял одного из
своих лучших офицеров". Это
подтолкнуло меня к догадке, кто
на самом деле не хотел, чтобы эта
сцена была сыграна подобным образом.
Вулканец снова заглядывал мне через
плечо и я даже невольно заговорил от
его имени. Спок не хотел, чтобы Маккой
присутствовал при этой сцене, потому
что знал, что доктор припомнит ему это
позднее! СПОК:
Абсурд. Как я уже
объяснял доктору Маккою, моя реакция в
тот момент была абсолютно
логичной. Мне нет нужды прибегать к
каким-либо уловкам – которые для
вулканца эквивалентны лжи. А как ты
прекрасно знаешь… НИМОЙ:
(устало) Да, Спок, я помню – ты не
способен солгать. Но как ты прекрасно
знаешь, ты вполне
способен на некоторые "преувеличения".
А от них недалеко и до отговорок, верно? СПОК:
(каменное молчание) Пожалуй, вторым наиболее "вулканским" эпизодом в Треке стал эпизод "Путешествие на Вавилон", в котором впервые появляются родители Спока и всплывает правда об их отношениях и конфликте между Споком и его отцом Сареком, длившемся восемнадцать лет и благополучно разрешившимся на борту "Энтерпрайза". "Вавилон..." был написан Дороти Фонтаной, которая заслуживала всяческого доверия за свой предыдущий вклад в "вулканалию" (после "Вавилона" и "Этой стороны рая" она написала сценарий к эпизоду "Инцидент на "Энтерпрайзе", в котором судьба сталкивает Спока с непомерно влюбчивой ромуланкой-коммандером). Роль
Сарека, отца Спока, сыграл Марк Ленард
– он уже участвовал ранее в одной из
серий Трека, в роли ромуланца (на самом
деле это была одна из первых его ролей в
Голливуде и, несомненно, он настолько
хорошо её сыграл, что когда продюсерам
в следующий раз понадобился кто-то на
роль парня с острыми ушами, они сказали:
"Слушайте…помните того парня,
который сыграл ромуланца в "Равновесии
страха"?). Величественное
достоинство, которое он вложил в роль
Сарека, завоевало ему прочное место в
сердцах фанатов Стар Трека. Джейн Уйатт,
чья карьера несколько застопорилась
после фильма "Последний горизонт",
так же изумительно подошла на роль
матери Спока, землянки Аманды; оба, и
она и Марк, - чудесные люди и
талантливые актеры; они внесли
огромный вклад в Стар Трек. (Уверен, что
Спок простит ей когда-нибудь то, что она
раскрыла страшную семейную тайну на
одной из особенно многолюдных
конвенций Стар Трека в Нью-Йорке. Когда
публика насела на неё с просьбой
назвать первое имя Спока – в конце
концов, кому же ещё его знать, как не
матери? – Джейн с улыбкой ответила: "Гарольд") Хотя
Марк уже участвовал в шоу ранее, мне не
приходилось сниматься с ним вместе до
той самой первой сцены в "Вавилоне".
В первый раз мы трое встречаемся "лицом
к лицу" в тот момент, когда Сарек и
Аманда прибывают на борт "Энтерпрайза"
и приветствуют капитана. Вулкан и
вулканцы очень заинтересовали Марка, и
он захотел узнать о них как можно
больше, так что мы постоянно беседовали
об этом, когда находились вместе на
студии. -
Идея
в том, что для расы вулканцев имеет
огромное значение тактильный контакт, -
рассказывал я ему, - и я всегда
выискиваю возможность использовать
руки и пальцы, чтобы подчеркнуть эту их
особенность. Возник
вопрос, каким образом Сарек и его жена-землянка
могут демонстрировать свою
привязанность друг к другу. Держаться
за руки было бы слишком, но, возможно,
ритуальное касание кончиками пальцев
подошло бы больше… Марк
и Джейн прониклись и придумали
прекрасный жест, когда Аманда касается
двумя сложенными пальцами двух пальцев
мужа. Получилось очень трогательно; это
была немаловажная деталь, украсившая
один из лучших эпизодов Трека. Рассказывая
о "вулканалии" в этой главе, я
чувствую, что это только сборник
воспоминаний о работе Джина, помощника
режиссера Боба Джастмена и
исполнительного продюсера Херба Солоу
– воспоминаний, имеющих отношение к
вулканцам. Однако это прекрасно
иллюстрирует, сколько времени и сил
положили режиссеры и продюсеры, чтобы
голый костяк идеи облекся плотью
бесчисленных деталей, которые вдохнули
в неё жизнь – например, как рождалась
концепция создания вулканских имен. Кому:
Джину Родденберри
Дата: 3 мая 1966г. От
кого: Боб Джастмен
Тема: Стар Трек – планета Вулкан Дорогой
Джин! Я
хотел бы предложить такую вещь – пусть
все имена сограждан мистера Спока с
планеты Вулкан создаются по
определенной системе. А именно: все
имена будут начинаться с букв "Сп",
а заканчиваться на букву "К" и
состоять исключительно из пяти букв –
не больше и не меньше. Мистер
Спок как раз вписывается в эти правила.
Прочие имена могут быть, например,
следующими: Споок
Спарк
Сперк
Сплук Спак
Спонк
Спинк
Спэкк Спиик
Спиак
Спаук
Спикк
Споук
Спэлк
Спэук
Спайкк Спаак
Спелк
Спиук
Спокк Сплик
Сполк
Спаак
Спарк Спиак
Спалк
Сплик
Спирк Спанк
Спирк
Сплэк
Спорк Спэнк
Спарк
Сплик
Спурк Спинк
Спорк
Сплок
Спикс Надеюсь,
эти варианты вам пригодятся. Остаюсь
ваш покорный слуга, Роберт
Джастмен. *
* * Кому:
Джину Родденберри От
кого: Херб Солоу
Тема: Планета Вулкан – варианты
имен Дорогой
Джин: В
индустрии, основанной на непомерной
тяге к творчеству, приятно, что иногда и
с главой студии считаются, особенно
когда дело касается такого важного
дела, как обсуждение вулканских имен
собственных. Однако
осмелюсь заметить, что в соответствии с
нашим графиком мы должны приступить к
съемкам не позднее чем через три недели
и в связи с этим, мне кажется, что мы
потратили достаточно – даже более чем
достаточно времени – изобретая имена
для родственников мистера Спока. Я
глубоко уважаю ваш творческий порыв,
однако осмелюсь предположить, что
перед нами стоят более глобальные
задачи. Х.Ф.С. P.S.
Что ты думаешь об имени Спиик? Или Сприк?
А как тебе Спрак? Спрок? Спрук? Спадк?
Спидк? Спайск? Спаск? Спеск? Списк? Или
любое другое из тех семидесяти восьми
имен, что уже имеются? P.P.S.
Загляни в письмо мистера Джастмена от 3-го
мая и ты увидишь, что пятое имя в первом
столбике совпадает с шестым именем в
третьем столбике. Я понимаю – у вас,
людей научной фантастики, есть особый
технический термин для обозначения
такого явления. Это называется "ошибка" P.P.P.S.
Что скажешь о таком предположении: все
люди с планеты Вулкан – юристы (интересная
идея) и все носят некие традиционные
имена типа Спиик, Спорк, Сплик или,
скажем, Родденберри (последнее имя
совершенно необходимо, чтобы зрители
всё время помнили – это научная
фантастика) P.P.P.P.S.
Так же ты можешь заметить, что в письме
от 3-го мая восьмое имя во второй
колонке очень похоже на восьмое в
четвертой. А так же десятое имя во
второй колонке сильно смахивает на
девятое имя в четвертой. Возможно, они и
отличаются, но мое время слишком дорого,
чтобы выискивать различия, обращу
только твое внимание, что седьмое имя в
первой колонке такое же, как третье имя
во второй. Забавно,
что клише "С----к" в качестве
мужских вулканских имен к тому времени,
фактически, уже зародилось – отца
Спока звали Сарек, а основоположника
вулканской философии пацифизма –
Сурак, так что шутливое письмо
Джастмена возымело гораздо больший
эффект, чем он мог предположить. (возникла
так же тенденция начинать женские
вулканские имена с букв "Т'П" –
возможно, в честь почитаемой всеми Т'Пау
– матриарха Вулкана). Конечно, правила
образования мужских имен со временем
были немного упрощены и осталась
только традиция начинать их на «С» - в
конце концов даже Джастин и Солоу не
могли не понимать, что вулканцев
намного больше, чем удобоваримых
комбинаций «С----к» из пяти букв. (Продолжая
тему имен в Стар Треке: меня всегда
поражал тот факт, что называя свои
персонажи, Родденберри ухитрялся
давать им созвучные имена, обязательно
включающий букву "к". Судите сами
– Кирк, Спок, Пайк, Скотт, МакКой, Сарек,
Пикард…все имена короткие, звучные,
четкие и вместе с тем очень разные, как
всё, порожденное Родденберри. Думаю,
если подойти к этому с точки зрения
психологии, то станет ясно, что все эти
офицеры не просто были частью мира
фантазий Джина, но и создавали тот
образ "сильного лидера", которым
он всегда хотел быть.) Боб
Джастмен и Херб Солоу были только двумя
"закулисными" членами большой
семьи Стар Трек. И, как и в любой семье, в
ней были хорошие и плохие моменты,
споры и разногласия. Но
об этом другой главе…
[Глава-1]
[Глава 2]
[Глава
3] ______
Домой
|
Мостик
| Лаборатория
|
Библиотека
|
РЭК-1
|
Связь
|
Форум
|
![]() |
![]() Спонсирование и хостинг проекта осуществляет компания "Зенон Н.С.П." |